Этнографический комплекс
«Караван-Сарай» в геопарке Янгантау
Территория проектирования располагается в живописном месте близ деревни Новые Каратавлы в Салаватском районе Республики Башкортостан на берегу реки Юрюзань.
ПРОБЛЕМЫ / ЗАДАЧИ
Перед нами стояла задача сформировать мастер-план территории (стратегическое пространственное планирование) и определить его приоритетные зоны. Также мы разрабатывали схему генерального плана для зоны этнографического комплекса «Караван-Сарай», архитектурную концепцию и объемно-пространственную композицию визит-центра комплекса и архитектурно-планировочную концепцию этнопарка, который включает в себя:
— ресторан национальной кухни;
— музей истории ремесел;
— музей башкирской национальной культуры и быта;
— музей истории религии;
— променад с ярмарочной площадью;
— детскую игровую площадку.
И наконец визуализировали «жилую зону» для гостей комплекса, состоящую из гостевых домов на 30-50 мест, этнохостела на 50 мест и бани.Жилой комплекс «Биосфера» находится в микрорайоне «Планета», а, значит, в самом застраиваемом и заметном месте Уфы. Стройку сопровождают большая нагрузка на транспортную инфраструктуру, малое количество зелени и визуальное загромождение пространства высотными домами. «Биосфера» окружена такими же рослыми жилыми комплексами. Её планировочная структура выполнена в форме 25-этажной буквы «П». Подо всей территорией двора находится подземный паркинг. Благоустройство должно быть реализовано на его огромной бетонной крыше. Как сделать это пространство зеленым и комфортным для жителей?
Приоритетной зоной мастер-плана является этнографический комплекс «Караван-Сарай». Он включает в себя визит-центр, этнопарк и жилую зону. Комплекс становится органическим продолжением уже сложившегося поселения — деревни Новые Каратавлы. В концепции четко выделяются функциональные зоны, но при этом они взаимно увязаны.
РЕШЕНИЕ
АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИЗИТ-ЦЕНТРА ГЕОПАРКА ЯНГАНТАУ
Архитектурная концепция визит-центра это три основных слоя:
— природные богатства геопарка;
— маршруты и направления геопарка;
— этнические особенности народа, исторически населяющего Салаватский район.
Эти слои можно прочитать в объемно-пространственной композиции и в планировочной организации центра. Образ природы транслируется, во-первых, через форму крыш, которая метафорически изображает горные вершины (хребет Каратау, давший название деревне, становится визуальной основой концепции), во-вторых, в применении естественных, экологичных материалов и текстур.
Многообразие маршрутов геопарка отражено в сложной, но при этом открытой во все стороны света, планировочной структуре визит-центра. Этнические мотивы включены в отделку поверхностей стен также они читаются в характерном устройстве деревенских дворов.
Арт-сооружение в виде смотровой вышки, организуемое поблизости со зданием визит-центра, станет одним из знаковых объектов этнопарка. Оно воплотит в себе образ горы Караул-Тау, соседствующей с хребтом Каратау. В старину местное население использовало ее для предупреждения жителей соседних деревень о приближении опасности, для этого на вершине горы разжигались костры. По этой же причине одна из скал самого хребта называется Маяком.
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОПАРКА
Из внутреннего двора визит-центра посетители попадают в зону этнопарка: мир истории, легенд и сказаний, быта башкирского народа. В буферной зоне размещены детская площадка, зона отдыха для родителей, напротив — инсталляция, изображающая пасущийся табун лошадей.

Тематическая детская площадка разыгрывается как мини-версия всего геопарка: здесь есть и имитация природного ландшафта с разными тактильными поверхностями (различные географические зоны), и зона раскопок, где дети могут в игре изучить археологические находки геопарка (аммониты и другие окаменелости в увеличенном размере), и этнографический слой, рассказывающий легенду о племени Айле.

Историю рода Айле достаточно подробно описал Тадж ат-дин бин Ялчыгул аль Башкурди в своем труде «Тарих нама-и Булгар». Он помещает свой род в самую гущу мировых исторических событий. Сын Иштяка Бякатун, поссорившись с братьями, ушёл на север к «реке Миасс», где и родился его старший сын Айле. Однако сам род Айле делится еще на две группы именуемые Алтмыш-Колак и Кумый. Легенда о происхождении двух ветвей гласит, что один из внуков Айле которого звали Сайдаш как-то подстрелил на охоте тридцать оленей, а его сын Тиниш похитил уши этих оленей и спрятал. Поэтому Тиниша и его потомков стали называть «айлинец — Алтмыш-Колак (айлинец — шестьдесят ушей)» (Р.А. Султангареева). На площадке будут установлены коряги-лазалки в виде оленьих рогов — это интерактивный, природный игровой элемент для детей средней возрастной группы. Для малышей на площадке предусмотрен навес с песочницей.

Визуализация. Детская площадка

Визуализация. Ворота

Напротив расположится инсталляция «пасущиеся кони». Лошадь — национальная гордость башкир. Конь символизировал длябашкира благополучие — обеспечивал семью. Для кочевого народа лошади — это олицетворение гордости и независимости. Их стилизованное скульптурное изображение будет создано из веток.
Вход в следующую зону этнопарка обозначают металлические ворота, на них вырезаны тамги родов: «Род — Ырыу, Клич — Оран, Птица — Ҡош, Агас – Дерево».

Ворота — символическая граница между миром обыденным и миром истории, преданий, народного фольклора. Посетитель попадает на торгово-ремесленную улицу. Там его встретят ресторан национальной кухни, музей истории ремесел (ремесленные мастерские и лавки), музей башкирской национальной культуры и быта, променад с ярмарочной площадью. Завершает эту ось музей Истории религии (мечеть).

Музей истории ремесел — территория под открытым небом. По обеим сторонам улицы устроены стилизованные деревянные павильоны, в которых размещаются ремесленные мастерские. В архитектуре павильонов совмещаются традиционные национальные черты и модернистские принципы формообразования, современные элементы и материалы. В деревянном каркасе появляются стеклянные двери в алюминиевой раме, а крыша представляет собой пространственную конструкцию из отесанных бревен и монолитного поликарбоната. Напротив — поляна для национальных игр и обрядов.

Музей истории религии завершает композиционную ось торгово-ремесленной улицы. В его основу положена традиционная башкирская мечеть прямоугольной формы со скатной крышей, в центре установлен минарет. Все размеры и пропорции сохраняются, но способ сборки мечети отличается от традиционного. По сути это современное стеклянное сооружение с декоративной деревянной обрешеткой снаружи. Для композиции характерно послойное нарастание объемов «изнутри – наружу».
Архитектурно-планировочная концепция «жилой зоны»
На основе анализа жилищ башкир и натурных исследований строения 18-го века (дом 1759 г. в Салаватском районе) сформирована планировочная ячейка — подворье, которое включает два типа гостевых домов, рассчитанных на двух и четырех местное размещение. Композиция дома — собирательный образ, основанный на традиционном башкирском деревянном жилище, с элементами юрты и современными модернистскими включениями. Необычная кровля, состоящая из двух частей, апеллирует к характерной для Салаватского района четырех скатной крыше, а с другой стороны метафорически снова изображает горные вершины.
Альтернативным видом проживания должен стать гостиничный блок «этнохостел». Его композиция продиктована сельской утилитарной архитектурой. В основу образа объемно-пространственного решения положена коровья ферма. Ее базиликальная форма архетипична, такой тип постройки можно встретить в культовой архитектуре Древнего Египта, средневековой — Западной Европы. Базиликальную форму часто используют для утилитарных построек, так как она дает возможность расширить внутреннее пространство, не лишая его естественного освещения.
Важным аспектом проектирования является экологическая устойчивость. В покрытиях применяются гравийные отсевы различных фракций, дощатые настилы из лиственницы, отсыпки, мульча и т.д. Детские площадки предназначены для детей разных возрастов и имеют высокий уровень абстракции. Это дарит детям свободу, они могут не ограничиваться сценарными рамками, придумывая себе развлечения. В самой большой песочнице прячется скелет динозавра, раскопками которого занимаются юные жильцы комплекса. Морская зона с трубами — запоминающийся визуальный образ, который позволяет придумать сотню интересных игр.