АРХСЛЕДЫ в городе
ЛОКАЦИИ
ЛЕСОПАРК ИМЕНИ ЛЕСОВОДОВ БАШКИРИИ

Лесопарк имени «Лесоводов Башкирии» является частью большого маршрута «Уфимское ожерелье», основной концепцией которого является превращение «леса» в уфимскую городскую идею. Территория лесопарка разнообразна: здесь есть и благоустроенные площадки для игр, спорта и пикников, и уголок первозданной природы с дикими тропами, и «тайное» озеро, и родник – здесь чувствуется атмосфера зеленого острова всего лишь в нескольких шагах от городской суеты.

СЕМЬ СНОВИДЕНИЙ СКВОЗЬ ЯВЬ
Облик Уфы, крупного мегаполиса, стремительно меняется. Вырастают новые здания и большие комплексы сооружений, преображаются городские зоны активностей. Но по вполне объективным и часто вынужденным причинам зеленый пояс города стремительно сокращается. И именно поэтому особо привлекательным и важным становится трансформация озелененных пространств города.

В рамках фестиваля мы призываем начать поиск нового «уфимского вернакуляра» в городском лесу. От «архитектуры наяву» погрузиться в пространство мифа, воображаемой реальности или сна. Ведь в традиционной культуре лес является местом таинства и обитания духов – подлинная история леса складывается в области воображаемого. Людям свойственно создавать нарративы и интерпретировать знаки, придумывать новую мифологию пространства. А сон – это особое, не поддающееся объяснению проявление психики человека, нечто волшебное и бесконечно фантазийное. В качестве источника вдохновения и ярких аллегорий и сон часто используется писателями, художниками, архитекторами и другими деятелям искусства.

Сон использован как литературный приём и в пьесе выдающегося башкирского автора Мустая Карима «Салават. Семь сновидений сквозь явь». Семь - мистическое число, часто используется в литературе, народных сказках и поговорках. В Уфе 7 административных районов, каждый из которых метафорически может быть осмыслен участниками фестиваля в своих проектах.
ПРОЕКТЫ ПОБЕДИТЕЛИ
ЗАЗЕМЛЕНИЕ
авторы проекта: Даня Пирогов, Катя Рыблова
Работа обращается к башкирским мифам до мусульманского периода, когда рождение человека происходило с участием природных явлений, в одном из вариантов первочеловек был создан из земли. Объект предлагает человеку прийти к началу, почувствовать связь с началом своей жизни и в то же время подготовиться к её концу. Быть в состоянии «между», испытывая одновременно абсолютный контроль над ситуацией и познать процесс отпускания и смирения. Естественные текстурные материалы объекта (бетон или дерево) помогают почувствовать связь с материальным вещественным миром, ощутить, что мифы - реальность.
Работа отвечает современным потребностям человека. В эпоху потреблениям и информационного перегруза люди отчаянно ищут пространство тишины и спокойствия. Ограничивая внешние контакты и входящую информацию. приходят осознанному времяпрепровождению, внутреннему и внешнему комфорту. Объект предлагает человеку найти точку «заземления», «залечь на дно». Ниже уровня земли человеку меньше слышны внешние звуки и больше отражение от конусообразных стенок - звука леса. Заглубленная в землю форма противопоставляется существующим особенностям рельефа Башкортостана (горы) и раскрывает обратный потенциал пространства.
РУИНА
автор проекта: Зимаков Д.А.
ИСТОРИЯ
Культу руин более двух тысяч лет. Что заставляет людей предпринимать неимоверные усилия для их сохранения? Руина - это новая реальность, ценность которой определяется отнюдь не только тем, насколько она похожа на утраченное произведение и может служить материалом для реального или виртуального его воссоздания. У людей они вызывают воспоминания обо всем том, чего людям не хватает в настоящем и что они неизменно находят в созданном их воображением прошлом.

КОНЦЕПЦИЯ
Прозрачный дом экспериментирует с концепцией руин, где развалины отсылают не к изначальной точке существования цельного предмета, а к тому разнообразию форм и функций, которым предмет обрастает на протяжении своего существования. Павильон представляет собой пространство, которое стремится создать концептуальные связи с человеком.
Вдохновленный руинами, арт-объект представляет собой павильон, сочетающий прозрачность ячеистой структуры сетки с материальностью пробки. Образ арт-объекта интерпретирован как лесной домик, который растворяется в окружающей природе. Стратегия проекта была сосредоточена на идее вставить объект, который будет в гармонии с природой. Прозрачность объекта позволяет ландшафту лесопарка проникать в пространство, благодаря структуре проволочной сетки, влияющей на внутреннюю атмосферу.
Весь дизайн основан на использовании двух элементов: проволочная сетка, которая держится на металлическом каркасе из арматуры и наполнитель - пробки от винных бутылок. Легкие и промышленные материалы, такие как проволочная сетка и арматура, стремятся снизить вес конструкции и создать сильный контраст с материальностью пробки. Если в течение дня солнечная интенсивность придает объем, то ночью арт-объект включает свет изнутри обеспечивая совершенно иной пространственный взгляд.
КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ
авторы проекта: Владислав Ахметов, Алсу Нургалиева
Жизнь человека - постоянный баланс между жизнью и смертью, мечтой и реальностью, сном и явью. Эти качели часто сбивают нас с толку, ставят в тупик, перебрасывают нас из состояния печали в состояние радости за считанные секунды. Наш объект и есть воплощение этого бесконечного движения маятника жизни. Отталкиваемся назад, и нас мчит вперед прямиком в сон, а потом снова назад в реальность.
Данный объект подразумевает единение человека с собой и миром. Белое полупрозрачное полотно - метафора затуманенного сомнениями сознания человека. А подъем по лестнице к качелям придает объекту сакральный смысл-преодолевая каждую ступень человек все ближе и ближе к познанию себя.
ОЯ I ГНЕЗДО
авторы проекта: Павел Васильченко, Алсу Нургалиева
Гнездо - колыбель жизни. Наша концепция заключается в создании места для размышлений и уединения с природой. Форма была выбрана как одна из наиболее подходящих для этого. Благодаря плотной оболочке из веток мы ограничиваем обзор во все стороны кроме неба, так же с ее помощью, человек в гнезде прячется от посторонних взглядов. В гнезде мы размещаем подвесной шезлонг, лёжа на котором, можно почувствовать себя только что родившимся птенцом. Для усиления эффекта гнездо поднято на уровень крон деревьев.
Благодаря размерам гнезда в нем можно находиться только одному человеку, а из за анатомической формы шезлонга на нем можно только лежать.
Помимо физических оболочек у гнезда есть оболочка из звуков. Между внешней декоративной и внутренней непрозрачной оболочками мы подвешиваем колокольчики, звон которых дополняет пение птиц и шум деревьев. Таким образом в гнезде создаётся атмосфера умиротворения и спокойствия.

ГНЕЗДО
авторы проекта: Анастасия Белугина, Семен Белугин
Одухотворение сил природы у башкир отождествлялось мудрецами с философскими символами, а для людей живущих на земле было необходимым условием выполнения законов жизни и согласия с природой.
Башкиры издревле жили полукочевым образом жизни и часто пересекались с соседними финно-угорскими лесными народами. Их культуры пересекались, переплетались и обогащали друг друга. Отсюда легенды и мифы связанные с волшебным яйцом.
Один из сюжетов сотворения мира, единый для этих народов - это миф о птице, снесшей волшебное яйцо, из которого был сотворен мир. Яйцо является символом вселенной.
Мы хотели отразить в арт-объекте именно образ яйца в целом, как соединения фольклора угорских, башкирских и славянских племён. Синтез мифов и традиций, мирно уживающихся в одном гнезде.
СЕМЬ СНОВИДЕНИЙ СКВОЗЬ ЯВЬ
авторы проекта: -
В эпоху глобализации, когда архитектура и ландшафтный дизайн стремятся к максимальному функционализму и исключают использование декоративных элементов, крайне важным становится поиск новых способов привязать модернистское здание к контексту и истории места.
В основу архитектурного объекта легла стилизованная форма традиционного башкирского мужского головного убора - тюбетейка. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.
Семь цилиндров разного размера и пропорций образуют башню, полую внутри. Каждый цилиндр декорирован традиционным башкирским орнаментом, выполненным перфорацией.
Башня приподнята над уровнем земли так, чтобы можно было заглянуть внутрь и увидеть игру света и тени и лучи солнца, льющиеся через перфорацию узоров. В самой верхней части башни расположено зеркало, которое создает иллюзию увеличения внутреннего пространства башни, а ещё в нем можно сфотографироваться с необычного ракурса.
Основной материал для цилиндров - листы гнущейся фанеры 8мм, перфорацию можно выполнить заранее путем лазерной резки, или на месте с помощью сверла.
Дополнительно в качестве интерактивного перформанса во время фестиваля можно предложить посетителям самостоятельно раскрасить орнаменты на тюбетейках.
ПРОСТРАНСТВО ВНУТРИ
авторы проекта: Шанцына А.В., Яровой М.С., Красногоров В.С., Ереклинцева Е.В.
Пространство напоминания
Наше пространство размытое, неопределенное. В нем нет четких границ, говорящих внутри вы, или уже снаружи. Мы только хотим напомнить вам кое о чем, прогуливающимся по лесопарку и летающим в пучинах своих мыслей.
Наше пространство вы заметите не сразу, но в первую очередь обратите внимание на теплый красный цвет внутри. Действительно, красный - цвет тепла и огня, играющий такую значимую роль в истории формирования Башкирской декоративной идентичности. Подойдя ближе, вы сможете разобрать причудливые геометрические мотивы форм, формирующих наше пространство. Они выполнены из дерева. Их не так просто разглядеть издалека, ведь мы старались сделать наше пространство органичным окружающему природному
ландшафту.
Попробовав оказаться внутри, вы начнете взаимодействовать с пространством. Здесь вы сможете присесть, попытаться забраться на его части, и, наконец, разглядеть главную составляющую - панно, в котором легко узнается фрагмент городской среды с домами и дорогами. Поверх, мы наложили зеркальный узор из сложного многообразия геометрических форм, ведь город - это сложная и многогранная структура. В нем вы непременно увидите отражение себя, и всего, что вас окружает.
Предлагаемое нами пространство несёт в себе простой и очень гуманистический смысл - всё в наших руках. Весь окружающий мир - это отражение нас. Так давайте же будем заботиться о самих себе, во всех вопросах начинать с себя, и , возможно, мир вокруг нас начнет преображаться.