О’Берег
ЛОКАЦИИ
СЕЛО ЗИЛАИР
С. Зилаир - это одно из красивейших мест на Южном Урале, популярное для экологического туризма, основано как заводской поселок при Преображенском медеплавильном заводе в 1748 г. Любители природы, в том числе из соседних областей, приезжают сюда, чтобы отдохнуть на побережье Зилаирского водохранилища, поучаствовать в сплавах по реке Сакмар.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЙ ЗАВОД
Преображенский медеплавильный завод - старинная индустриальная постройка XVIII-XX веков, являющаяся металлургическим предприятием Южного Урала по выплавке меди. Медеплавильное предприятие было основано купцом И.Б. Твердышевым. В настоящее время Преображенский медеплавильный завод заброшен и частично разрушен.
Территория близ завода была выбрана для проведения фестиваля неслучайно, это попытка обратить внимание общественности к проблемам этого бесспорно ценного памятника, показать его архитектурный потенциал и возможности развития. «О,береги», которые будут построены участниками на берегу Зилаира должны стать талисманами, способными сохранить «руину» от разных бедствий.
АРХЕТИПЫ
В качестве тем для участников фестиваля были предложены архетипы построек классического стиля.
«Архетип архитектуры и есть ее миф, а все последующие не что иное как гипостазирование некоторого способа понимания, переживания и проектирования. То есть превращение какой-то деятельной способности связанной с архитектурой в ее - архитектуры - онтологему, бытийственную сущность.
Все это можно интерпретировать в терминах платоновской теории анамнеза. Теория архитектуры занята тем, что вспоминает свой архетип»

Раппопорт П.А.

ПРОЕКТЫ ПОБЕДИТЕЛИ

Амфитеатр – важнейший и самый считываемый архетип общественного пространства, пространства для коммуникации.
Архаические и развитые формы открытых амфитеатров античности до сих пор оказывают влияние на архитектурные решения. Первые зрелищные сооружения изначально были связана со склонами холмов. Таковы амфитеатры Древней Греции, дополненные, как правило, в эпоху Древнего Рима новыми структурными элементами.
Древнегреческие открытые амфитеатры были напрямую связаны с ландшафтом, представляя лишь немного «подправленную» человеком часть природы. С полуциркульных ступеней древнегреческого амфитеатра открывался вид на Афины, прекрасные долины в Дельфах, Эпидавре, Пергаме.
Лауреат III степени
авторский коллектив бюро «ДМ-Проект»
ТЕАТР ПРИРОДЫ









«Целью проекта стало создание амфитеатра на берегу реки Зилаир. Во время проведения мероприятий под открытым небом природа становится своеобразными декорациями для представлений. Также театр под открытым небом служит местом отдыха - смотровой площадкой, где можно сфокусироваться на единении с природой.»

Архетип ротонды наполнен символическими смыслами, обусловленными в первую очередь её формой. Круглыми в плане были постройки древних цивилизаций – кромлех, ротонда (древнегреческая и древнеримская), святилища и капища древних славян и т. д. Круг – универсальная фигура. Он несёт в себе идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Это нашло отражение в элементах культуры, имеющих в основе круг. Космос присутствует в различной символике у разных народов – круглая и квадратная планировка древних городов с четырьмя воротами, строго ориентированная в пространстве по сторонам света.
Лауреат II степени
авторский коллектив АБ «Проспект»
ДYРТОНДА
Концептуально объект сохраняет в себе основные характеристики ротонды, не смотря на гипертрофию форм. Название объекта ДYРТОНДА («ДYPТ» - с башкирского «четыре») иллюстрирует основной принцип формообразования - ротонда осталась круглой, но с четырьмя углами.
Арт-объект Дуртонда отображает проблему депопуляции и опустения сельских территорий в России из-за гиперконцентрации населения в столице и крупных городах. Россия - страна умирающих деревень.
Визуально объект раскрывается поэтапно, начиная издалека. Приближаясь, мы видим строгие очертания геометрической фигуры, подчеркнутые свежими спилами брёвен - символ поколения нашего времени. Заходя глубже в объект, можно заметить, что он состоит из множества старых, многолетних брёвен - как символ прожитого, но не оставленного, а приумноженного.

Храм называется «домом самососредоточенности» - этот символ служит для обозначения алтаря. Cо временем храмы теряли свои доминирующие позиции в ансамблях русских городов, их значимость в городском пространстве во все времена не оставляет сомнений. Именно с храмов на Руси началась каменная архитектура. Среди деревянных построек, которые вплоть до недавнего времени доминировали в большин­стве русских городов, каменные храмы должны были выглядеть колоссами, пришельцами из нового технологического уклада, глашатаями будущего.
Лауреат I степени
авторский коллектив бюро «Проект-М»*
ХРАМ БЕСКОНЕЧНОСТИ
«Транспарентная непроницаемость. Идеальная геометрия на фоне природы. Попадая внутрь, человек растворяется в бесконечности и многослойности деревянной структуры, вступая в диалог со своим внутренним миром».

Во множестве культур мост является важнейшим пограничным локусом, символизирующим связь между двумя мирами, тем, что может быть постигнуто, и что находится вне сферы постижения.
Архетип моста в архитектуре всегда стабилен, его структура неизменно закреплена под понятием сооружения, возведённого над каким-либо препятствием, например, через водоём, дорогу, овраг.
Мост олицетворяет собой также сообщение между Небом и Землей, объединение человека и божества. Это образ связи между разными точками сакрального и физического пространства. Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен.
Авторский коллектив студентов УГНТУ
(Тетерин Р., Поздняков А., Богданов М.,
Соколова Е., Байдерина М., Ахметов А.)
ZILAIR IS THE MOST
На протяжении пути человек выбирает свою дорогу: или пройти рискованный путь и взойти на вершину, испытав страх, или взобраться на неё, зная, что ждёт впереди.
Мост символизирует сложность выбора в жизни человека.

Эта устойчивая геометрическая форма вертикально установленного, сужающегося к небу столба возникла как дальнейшее развитие мегалитической праформы вертикально стоящего камня - менгира. Мастерство древнеегипетских зодчих довело эту праформу до классической, когда столб получил четырёхугольную форму в плане и завершился острой вершиной пирамидальной геометрии. Как и в пирамидах, композиция обелисков символизировала устремление вверх, связь с небом, являясь при этом лёгкой и динамичной.
Авторский коллектив студентов УГНТУ
(Гусаков Д., Атанакинян М., Медведев Д., Селиванец О., Шавалеев Р., Гарифуллина Р., Гайнуллин Д.)
ОБЕЛИСК
История обелиска начинается со всемён Древнего Египта и продолжается на протяжении многих веков. Обелиски встречаются в архитектуре разных народов и государств, при этом их значение для людей в разные времена отличалось.
Данный обелиск - концентрация общественных человеческих желаний и их проводник в космос.
Каркас обелиска состоит из деревянных модулей, конфигурация которых вдохновлена башкирскими орнаментами. Каждый модуль состоит из дощечек с написанными на них пожеланиями, посвященными будущему архитектуры.
Внутри корпуса обелиска на нескольких уровнях подвешиваются пластинки, которые под действием ветра ударяются друг об друга и стенки обелиска, играя музыку природы.
Специальный приз жюри
авторский коллектив выпускников УГНТУ
(Сазонова А., Гильманова Д., Гильманов И., Гарифуллин В., Мазитов Ч., Карпов Р.)
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ОБЕЛИСК
Этот обелиск - крепостная стена, призванная оберегать город, природу и завод от разрушительной энергии. Словно призрачный след Зилаирской крепости, некогда находившейся в 27 верстах от Преображенского завода, появляется она через века у его стен.
Внутри крепостной стены формируется коридор, пройдя который странник понимает значение природы и свою роль в ее сохранении. Коридор ведёт пребывающего в нём по пути чувственного познания природы, концентрируя внимание человека в каждой из пяти составляющих его частей лишь на одном чувственном опыте - осязательном, звуковом, телесном, зрительном и приводит в конце к башне, открывающей пейзаж и оставляющей посетителя наедине с природой и своими чувствами. По вечерам отсюда открываются закаты. Отраженные в водной глади реки, скалистые берега и живописные руины здесь принадлежат только путнику.

Портал как архетип, пожалуй, претерпел наибольшее число трансформаций в историческом срезе: от отверстия в пещере в каменном веке, полноценного элемента архитектурного объекта в Античности, отдельно стоящего сооружения в Древнем Риме и до полного размытия границ между внешней и внутренней поверхностей из-за сплошного остекления, ставшего частью архитектурного языка модернизма, когда само здание становится порталом природы.
Авторский коллектив АБ «ДМ-Проект»
ПОРТАЛ СВЯЗИ ВРЕМЕН
Портал призван предвосхищать вход в медеплавильный завод, создавая входную группу в полуразрушенное здание и пограничное пространство между прошлым и настоящим.
Портал представляет собой каркас с вертикальными полосами из ткани, натянутыми между конструкцией. По мере продвижения от внешнего входа портала к внутреннему плотность их расположения увеличивается, что создает дополнительный визуальный и пространственный эффект глубины. На ткань нанесены родовые фамильные знаки - тамга, символизирующие перенос проходящего через портал из современного мира в мир прошлого и истории.
Ветер становится неотъемлемой частью объекта, вступая в симбиоз с сооружением и усиливая телесный и слуховой опыт человека, создаваемым трепыханием/гудением натянутых тканевых полос.