Квартал "Париж" в экогороде "Яркий"
Все кварталы экогорода «Яркий» в Уфе носят название мировых столиц. Квартал №6, ограниченный бульваром Яркий, улицей Архитектора Калимуллина и улицей Евгения Столярова получил название «Париж». А перед нами встала задача благоустроить территорию, носящую название «лучшего города на земле».
ПРОБЛЕМЫ / ЗАДАЧИ
В каждом квартале экогорода «Яркий» должна быть какая-то «фишка», которая привлекала бы в гости жителей других дворов. В квартале «Рио» — это событийная танцевальная площадка; в квартале «Токио» должен появиться плейхаб для детей. Наш «Париж» не должен был стать исключением.
Квартал представляет собой огромный прямоугольник, по периметру которого, на равном расстоянии друг от друга, расставлены высокие дома. Такого рода планировочное решение несет в себя ряд проблем: продуваемость в холодное время года, эффект «теплового острова» летом и др.
Мы должны были разработать проект благоустройства, дизайн фасадов и интерьер мест общего пользования.
Париж, славится своей квартальной застройкой. И это обстоятельство стало вызовом для создателей атмосферы французской столицы в Уфе. Нам важно было избежать избитых ассоциаций, найти в Париже что-то характерное, узнаваемое, но не тривиальное и воплотить это в жизнь в Ярком.
РЕШЕНИЕ
Мы изучили общественные пространства и дворовые территории Парижа, выявили основные тенденции в благоустройстве. Например, парижане используют натуральные экологичные материалы, ландшафт с кусочками дикой природы, малые архитектурные формы из простых экологичных материалов. Для парижского благоустройства характерной чертой является создание эффекта городского леса, это помогает французским урбанистам бороться с эффектом «теплового острова» — «больше природы, меньше бетона».
Ощущение покоя от уличного шума и суеты мы создавали, выбрав спокойное колористическое решение, природную цветовую гамму, мягкие натуральные покрытия: дерево, песок, щепа. Характерные для Парижа паттерны, цвета и мотивы использованы в мощении дорожек, орнаменты — в покрытии площадок.
Образ Парижа неразрывно связан с модой и искусством. В своем решении дворового пространства мы хотели показать связь устоявшихся традиций и нововведений. Поэтому ввели яркие объекты, соотносящие нас с творчеством знаменитого французского художника Ива Кляйна, «изобретателя синего цвета». Появление синих малых архитектурных форм и объектов, таким образом, неслучайно. А бетонные кольца на детской площадке — это дань французскому модернизму.
В качестве планировочной канвы мы взяли решение Бернара Чуми в парке Ла Виллет, в основе которого ортогональная сетка с контрастными природными элементами. Наш двор получил ячеистую структуру, но соединяется при этом плавно изгибающейся дорожкой-рекой, пронизывающей все дворовое пространство.
Симуляция пешеходных потоков позволила сформировать будущий пешеходный каркас территории и разделить ее на функциональные зоны.
Анализ квартирографии позволил нам понять основные целевые аудитории и выявить пользовательские сценарии. Мы составили карту потребностей и, исходя из этого, определили размер той или иной функции и их взаимосвязь между собой.
Дворовое пространство делится на несколько функциональных зон: детские площадки, рассчитанные на разный возраст; большой воркаут; навес, выполняющий роль соседского центра. Чередуются локализованные и точечные функции, например, огромные шахматы… Изюминкой стала площадка для игры в петанк.
Центром композиции стала огромная круглая песочница, в которой разместилось простое и компактное детское оборудование.
Для парижан характерна особая философия взаимодействия с природой. Мы реализовали возможность проведения пикников на свежем воздухе. В квартале появились зеленые во все времена года растения. Благодаря озеленению цветущими растениями (компания «Гринлайн») удалось сформировать место для романтических свиданий, наверное, это и должно было стать главной фишкой «Парижа». Кроме того, при помощи зелёных насаждений удалось усилить функциональное деление дворового пространства.
Расстановка домов микрорайонного типа напомнила нам об архитектуре выдающегося французского архитектора Ле Корбюзье и о его «лучезарном городе». Поэтому дизайн фасадов, а также мест общего пользования апеллируют к его творчеству. Мы выбрали цветовую гамму мастера для колористического решения фасадов. Выделили два дома меньшей этажности локальными цветами: синим и терракотовым. А дома с высокой этажностью сделали белыми с цветными вставками, для того, чтобы нивелировать их воздействие на человека.
Дизайн интерьеров мест общего пользования должен был стать логическим продолжением концепции благоустройства и фасадных решений. Общие зоны выполнены в модернистской стилистике, но смягчены применением деревянных текстур.
Ярким акцентом в каждом подъезде стали панно, отсылающие к живописным работам Ле Корбюзье.